Нашел на мой взгляд самую внятную рецензию на Dark Passion Play
Рецензия“Bye bye, beautiful”. Такими словами попрощалась группа с Тарьей, создав запоминающуюся песенку с весьма жестким, на мой взгляд, текстом. Все же Тарья была голосом души Туомаса на протяжении многих лет. Как ни грустно, мы можем теперь сказать то же самое и о группе. Та красота и мягкость, невероятная эмоциональность музыки, которая была на “Oceanborn” (1998) и “Wishmaster” (2000), и остатки которой местами все еще сохранялись на двух предыдущих альбомах, нет, не исчезли полностью, но преобразились в нечто иное. Просто прочитайте текст очень светлой по настроению и склоняющей к рефлексии “For the Heart I Once Had”, думаю, поймете, почему музыка Nightwish развивается именно таким образом. Это самый личный текст, написанный Туомасом со времен “Dead Boy’s Poem”, и в некотором смысле, он, вместе с первой и последней вещами, является послесловием к концепции “океанской души”. Когда-то был юношеский запал, желание поделиться своими чувствами со всем миром. По мере того, как шли годы, он становился все более зрелым и прагматичным, и это, безусловно, нашло отражение в создаваемом им материале. Конечно, музыка стала сложнее. Великолепны оркестровки и хоры. Проблема в том, что часто они лишь призваны замаскировать отсутствие сильных мелодий. Есть проблески вроде отличнейшего инструментала, но их не так много в сравнении с фонтаном преосходых идей на первых альбомах. Есть такая замечательная фраза в “Meadows of Heaven”: "dreambound for life". Вот такой вместе с автором стала и его музыка. Нет того заряда, ощущения творческого полета, который был когда-то. И еще в музыке сквозит разочарование, даже некоторое отчаяние от той самой непонятости. Но это тоже эмоции, хоть и другие, но эмоции, по-своему прекрасные, именно поэтому я не могу сказать, что музыка пуста. Взять хотя бы те же “The Poet and the Pendulum”, “For the Heart I Once Had”, “Meadows of Heaven”...
Суммируя, можно сказать, что смена вокалистки в действительности не повлияла на музыку Nightwish. Альбом звучал бы примерно так же и с Тарьей, тем более что она и так все больше и больше пела эстрадным вокалом. Основа группы это, безусловно, Туомас, и только он решает, что будет дальше. В действительности, этот альбом не стоит сравнивать с предыдущими, это уже другая музыка. С другими эмоциями. С другим смыслом. Чертовски грамотно написанная и исполненная, великолепно записанная и очень красиво оформленная в графическом плане (поверьте, лицензию стоит купить хотя бы из-за буклета). И как бы группу ни оплевывали отдельные господа, даже сейчас музыкально они на голову выше подавляющего большинства других метал-групп. А с лирической стороны это вообще лучшее из доселе написанного Туомасом, здесь он вновь искренен со слушателем. Остается надеяться, что цветок амарант - это символ его души, и какое-нибудь событие в его жизни вновь заставит заблистать бриллиант Nightwish в полную силу.
«For the heart I'll never have
For the child forever gone
The music flows, because it longs
For the heart I once had»
(с)Steelhead
Все рецензии можно почитать тут