Интервью: Хелависа, или Венок музыкального разнотравья

16.03.2009 23:07

Лидер группы «Мельница» Хелависа, она же Наталья О’Шей, отвечает
на вопросы Александра Логинова. Интервью записано за несколько дней
до презентации нового альбома «Мельницы» в комплексе «Олимпийский»,
которая состоялась 21 февраля 2009 года.


Наконец-то!
Пожалуй, самая известная российская нео-фолк-группа «Мельница» после
долгого перерыва явила нам свой новый (четвертый — если быть до конца
педантичным) альбом. Этот альбом называется «Дикие Травы». Перечислю
для неповященных предшествующие альбомы группы — «Дорога сна» (2003),
«Перевал» (2005) и «Зов крови» (2006). Это — только каноническая
творческая канва коллектива, поскольку помимо оригинальных студийных
альбомов существует еще несколько бонусных, компилятивных и, как
водится, пиратских.

Кельтские,
готические, славянские лады и гармонии, проникновенный вокал,
мистическое звучание раритетного сочетания инструментов: арфы, гитары,
флейты, виолончели, электроскрипка, аккордеон, мандолина, кларнет
и (о азиатское диво!) чанг — помноженные на энергетику и эстетику рока
с толикой самого настоящего джаза — совсем не эклектика, а новая музыка
древнего мира, как определяет все это богатое мелодическое убранство
Хелависа (в миру — Наталья О’Шей) — солистка, композитор и лидер
уникального музыкального бэнда и брэнда. Кроме того, Наталья О’Шей еще
и профессиональный лингвист и филолог, и к узорному ряду ее достоинств
относятся, в частности, не только кандидатская степень, но и владение
несколькими современными и древними европейскими языками, включая
немыслимо сложный ирландский гэльский, знанием которого может
похвастать далеко не каждый житель страны, невзирая на то, что этот
язык, наряду с английским, является государственным языком Ирландской
Республики.

Поразительно, что в момент цветения «Диких Трав»
я беседую с Хелависой отнюдь не в Москве и даже не где-то в России,
а в маленькой горной и гордой стране — Швейцарской Конфедерации
(чуть-чуть потерпите — этот маленький парадокс разъяснится чуть позже).
А сидим мы в уютном «Кафе дю солей» в столь же уютном женевском
квартале Пети-Саконнэ. И хотя луч предвесеннего солнца лишь робко
заигрывал с посетителями кафе, атмосфера за нашим столиком была
солнечной и душевной. Возможно, по той причине, что нас с Натальей
роднит единая Alma Mater — ломоносовский МГУ, который скрепляет души
прочнее членства в элитных клубах. Пожалуй, единственное, что
по-настоящему нас разделяло, были фужер с «Чивас ригал» в моей руке
и бокал с апельсиновым соком — в руке Наташи.

А. Л.:
Наташа, для начала насущный, хотя и отчасти наивный вопрос: каким
образом ты оказалась в Швейцарии? Но если можно, начни, пожалуйста,
с истории сотворения «Мельницы» и расскажи немного о себе.

Хелависа:
Если совсем вкратце, то «Мельница» существует уже девять лет. Группа
изначально собралась из бывших музыкантов проекта «Тиль Уленшпигель»,
где набор участников велся по принципу: слышим студента консерватории
в переходе метро, зовем играть по нотам за деньги. Соответственно,
в начале «Мельницы» наш проект не был, увы, союзом единомышленников,
а, скорее, составом, остававшимся вместе по инерции. Этим объясняется,
почему мы так часто меняли музыкантов, почему в итоге
из первоначального состава осталось только два человека... Но главное,
что в итоге удалось найти тех музыкантов, с которыми, наконец,
и получился коллектив единомышленников. Что касается меня самой,
то я лингвист по образованию. У меня на счету диплом МГУ и кандидатская
диссертация. Более того, я до сих пор работаю по специальности
на ставке старшего научного на родном филологическом факультете. Пишу
статьи, езжу на конференции, учу студентов... С другой стороны, я очень
давно пишу песни. Сначала это было просто нечто под гитару на чьих-то
кухнях — свое вперемешку с Окуджавой, Никитиными и песнями из фильмов
типа «Собаки на сене». Потом как-то так случилось, что эти песни стали
звучать на сцене маленьких клубов в «Тиле Уленшпигеле». Потом случилась
«Мельница», залы стали все больше и больше, и тут я, наконец, поняла,
что надо бы и петь подучиться. Таким образом, сейчас у меня есть нигде
письменно не зафиксированное, но фактически очень важное образование
вокалиста эстрадно-джазового направления. Плюс я массу времени
посвятила изучению фольклорных вокальных практик Европы. Да, и где-то
среди всего этого в моей жизни возникла кельтская арфа, на которой
я играть не мечтала и не собиралась. Но вот что-то вступило в голову,
я стала учиться, и теперь с изумлением обнаруживаю, что стала неплохим
фолк-джазовым музыкантом и членом ирландского арфового общества.
Со мной вообще все время такие вещи происходят — с одной стороны,
я человек целеустремленный, и «если что решил, выпью обязательно»,
а с другой, я не задумываюсь над далеко идущими последствиями своих
действий и очень удивляюсь, пытаясь оценить свою нынешнюю жизнь, статус
и прочее. Вот, опять же — я сейчас живу в Швейцарии потому, что вышла
замуж. Но муж-то непростой, а ирландец, да еще и дипломат, и сейчас
работает в миссии своей страны при ООН. Так что мы здесь минимум
до 2010 года, а дальше... неизвестно.

А. Л.: Наташа, а почему именно Хелависа? И почему группа называется «Мельница»?

читать дальше